Оценка качества изображений

Автор: Алексей Бурунов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)
цветокоррекция, ретушь, допечатная подготовка, дизайн, верстка, простая цветокоррекция, сложная цветокоррекция, техническая ретушь, художественная ретушь

Прежде чем приступать к практической стороне обработки изображений, хотелось бы обратить внимание на несколько вопросов:

  • каким критериям должны соответствовать изображения;
  • что можно считать качественным материалом, что некачественным;
  • какие особенности цветового восприятия влияют на оценку изображения;
  • типичные и грубые «косяки» при съемке и т. д.

К большому сожалению в наше время, когда цифровая фотосъемка практически вытеснила традиционные слайды, а фотографов, которые умеют правильно выставить свет на съемке, да и вообще качественно снять даже статичные объекты осталось наперечет, хотелось бы просто напомнить о том, что на изобразительные оригиналы предназначенные для полиграфического репродуцирования в свое время имелись стандарты.

Требования

к полутоновым прозрачным многоцветным оригиналам (цитата из ОСТ 29.106-90.)
  • Полутоновые прозрачные многоцветные оригиналы должны быть изготовлены в виде диапозитивов.
  • Зернистость оригинала при рассмотрении ее в масштабе репродукции не должна быть заметной, если она не предусмотрена заказчиком как изобразительный элемент оформления.
  • Градационное содержание оригиналов (кроме оригиналов с произведений искусства) должно иметь оценку «мало» (или «средне») в светах «много» в средних тонах, «мало» (или «средне») в тенях. При этом не допускаются фотоотпечатки с потерей сюжетно важных деталей в светах и тенях изображения.
  • На оригиналах должна быть обеспечена правильная цветопередача «памятных» цветов. Цветная вуаль должна отсутствовать. Допустимое отклонение должно соответствовать коррекционному светофильтру с зональной оптической плотностью не более 0,2 D. (Под определением «памятные» цвета, включая нейтрально-серые, следует понимать цвета часто встречающихся объектов: человеческой кожи, зелени, голубого неба, асфальта, красного флага и т.п.)
  • Интервал оптических плотностей должен быть в пределах от 1,60 до 2,75 D. Для специфических оригиналов (например, снимок в тумане) допустим меньший интервал плотностей.
  • Оптическая плотность должна быть: в светах — не менее 0,35 D, при плотности вуали на многоцветном диапозитиве, равной или менее 0,1 D; в тенях — не более 3,10 D.
  • Формат оригиналов должен быть не менее 40 мм. Формат оригиналов с произведений искусства должен быть не менее 90 мм. При репортажной, хроникально-документальной съемке, в том числе быстро движущихся объектов, при съемке животных, птиц и т.п. допускается формат 24 мм.
  • Оригиналы с произведений искусства (картин или других плоских объектов) должны содержать наряду с изображением объекта съемки изображение тест-объекта для контроля съемки.

Перефразировать вышеизложенное можно следующим образом:

  • Артефакты присутствующие на изображении в следствии применения различных алгоритмов сжатия (jpeg, gif и т.п.) не должны быть заметны при увеличении изображения до масштабов репродуцирования.
  • Градационное содержание оригиналов должно быть таким, чтобы значимых деталей в тенях (75% и выше) и светах (до 25%) было не более 30% от всех значимых на изображении.
  • На оригиналах должна быть обеспечена правильная цветопередача «памятных» цветов. Цветная вуаль должна отсутствовать, либо отклоняться не более, чем на 5% от нейтрального баланса в светах.
  • Размер оригинала должен быть таким, что бы при увеличении его до масштаба репродуцирования разрешение было не менее 1,5-2 линиатур, с которыми оно будет печататься. В нашем случае, для высококачественной журнальной печати с линиатурой 150 lpi разрешение должно быть не менее 225 dpi.

Таким образом, оценивая оригинал, мы должны проверить несколько параметров:

  • Динамический диапазон изображения (разницу в плотностях между черной и белой точкой в изображении);
  • Градационное содержание (наличие значимых деталей в светах, полутонах и тенях изображения);
  • Правильность цветопередачи «памятных» цветов и нейтрального баланса;
  • Наличие различных артефактов (зернистость, «шумы» матрицы цифровой камеры, дефекты от сжатия, резкость деталей);
  • Соответствие размера исходного изображения размеру репродуцирования;
  • Геометрические пропорции изображения — наличие и величину перспективных искажений.

Более подробно о качественных параметрах можно посмотреть в статье:

«HDR-изображения. Мифы и реальность»

Приступая к обработке изображения надо помнить, что на его восприятие влияют помимо вышеперечисленного также особенности человеческого зрения и способность его адаптации в широких пределах. Для понимания процессов цветового восприятия рассмотрим механизмы темновой, световой и хроматической адаптаций.

Темновая адаптация

Имеет отношение к изменению зрительной чувствительности, возникающему тогда, когда преобладающий уровень освещения понижается, к примеру, когда солнечным днем входят в кинотеатр: вначале он кажется совершенно темным, но спустя несколько минут каждый становится способным ясно различать предметы — проходы, места, зрителей. Так происходит потому, что зрительная система отвечает на недостаток освещения повышением своей чувствительности, становясь способной к адекватному визуальному ответу при низком уровне освещения.

Световая адаптация

По существу это процесс, обратный темновой адаптации, который, однако, поскольку его зрительные свойства иные, важно разобрать отдельно. Световая адаптация происходит, когда мы покидаем полумрак кинотеатра и выходим на залитую солнцем улицу: в этом случае зрительная система, дабы обеспечить адекватность восприятия, должна понизить свою чувствительность, поскольку теперь в распоряжении зрения значительно большее количество визуальной энергии.

Таким образом, при резкой смене условий освещения с низкого уровня освещения и наоборот, нужно подождать некоторое время, прежде чем садится за монитор и начинать работу по обработке изображений.

О световой и темновой адаптациях можно говорить как об аналогии автоматическому контролю экспозиции в фотоаппаратах.

Хроматическая (цветовая) адаптация

Процессы световой и темновой адаптаций радикально влияют на цветовое восприятие стимулов и поэтому учитываются многими моделями цветового восприятия. Однако третий вид адаптации зрения — хроматическая адаптация — самый важный, и его обязательно должны учитывать все модели.

Хроматическая адаптация — это процесс в значительной мере независимой регулировки чувствительности механизмов цветового зрения.

В качестве примера хроматической адаптации возьмем лист белой бумаги, освещенной дневным светом. Если этот лист перенести в помещение, освещенное лампами накаливания, он по-прежнему будет восприниматься белым, несмотря на то, что энергия, отраженная от листа, сменилась с преимущественно «синей», на преимущественно «желтую».

Наверное, данный тезис лучше всего проиллюстрировать цветной обращаемой фотопленкой (слайдом) — то есть системой, не обладающей способностью к хроматической адаптации. Обращаемая фотопленка сбалансирована для экспонирования источниками дневного света, и если на такую пленку снимать объекты при свете ламп накаливания, результирующие слайды будут иметь неприемлемый желто-оранжевый сдвиг. Так получается потому, что фотопленка не может управлять чувствительностью своих красного, зеленого и синего эмульсионных слоев, то есть действовать подобно зрительной системе человека, управляющей чувствительностью цветовых механизмов: человеческое восприятие относительно мало меняет цвета объектов, когда освещение переходит от дневного к свету ламп накаливания.

Изображение воспринятое зрительной системой человека, способной к хроматической адаптации.Изображение, зарегистрированное системой, не способной к хроматической адаптации.

Слева изображение, освещенное теплым светом и воспринятое человеческим зрением, способным к хроматической адаптации. Справа, та же сцена, но воспринятая системой, не способной к такой адаптации.

Такие эффекты очень часто видны во многих изданиях, в которых публикуются иллюстрации с фиолетовым небом или водой, фиолетовыми тенями на снегу и т.п. В действительности, при обработке таких иллюстраций просто никто не обращает внимания на то, что таких цветов в природе не наблюдается именно благодаря способности человеческого зрения к хроматической адаптации.

Итак, если о световой адаптации можно говорить как об аналогии автоматическому контролю экспозиции, то об адаптации хроматической мы говорим как об аналогии автоматическому балансу белого в видео или цифровых фотокамерах.

Еще один вид адаптации, влияющий на восприятие изображения — адаптация по контрасту. Дело в том, что независимо от реального энергетического контраста сцены или изображения наше зрение стремится сохранить неизменным восприятие общего контраста, то есть обеспечить полноценный визуальный контраст. Обеспечение полноценного визуального контраста также эволюционно обусловлено необходимостью получить максимально возможное количество информации об окружающем мире при изменении соотношения энергетических яркостей объектов сцены.

Оценка качества изображений. Изображение с низким контрастом. Оценка качества изображений. Изображение с нормальным контрастом.

Энергетический контраст сцены (изображения) — это разность между минимальным и максимальным уровнями световой энергии в данной сцене (изображении). Численно выражается как отношение максимального уровня энергии к минимальному или как десятичный логарифм этого отношения. Для отражающих (пропускающих) свет объектов определяется как разность между максимальной и минимальной оптическими плотностями.

В результате адаптации по контрасту самый энергетически яркий участок экрана будет приниматься нашим зрением за т.н. точку белого, а участок с наименьшей энергией будет приниматься за точку черного. Таким образом, точка белого станет опорным белым светом, задающим единицы измерения монитора-колориметра, а точка черного определит нулевые значения кардинальных стимулов (Red, Green и Blue каналов), независимо от того, какова их реальная энергетическая яркость.

Зрение способно адаптироваться в достаточно широком диапазоне энергетических контрастов. Но этот диапазон имеет нижнюю границу. Наименьший энергетический контраст, при котором еще возможна адаптация и обеспечение полноценного визуального контраста, по данным различных исследований составляет 1:32–1:64, то есть 1,5D–1,8D.

Несколько примеров

Цветовые искажения:

Зимний пейзаж Цветная вуаль Еще цветная вуаль

1. Синие, с переходом в фиолетовые тени на первой картинке — это т.н. эффект Хельсона-Джадда — приобретение нейтральными объектами цветового тона, дополнительного к цветовому тону осветителя. В самом деле: тени имеют синий цветовой тон и довольно низкую насыщенность, тогда как осветитель (голубое небо) имеет цветовой тон несколько более зеленоватый и высокую насыщенность. (За счет хроматической адаптации нашего зрения, в реалиях мы увидим серые тени на снегу. Камера же тупо регистрирует спектр неба, отраженный от снега и воды).

2–3. Цветовая вуаль, которая сильно испортила изображение. Для ее устранения придется потратить немало времени и усилий.

Перспективные искажения:

Перспективные искажения Перспективные искажения Notre Dame de Paris

4. Классные перспективные искажения, даже придраться не к чему. Привет фотографу.

5. Еще пример того же самого. Экономия должна быть экономной, но не до такой же степени. (Причем стоимость объекта — шестизначная сумма и не в рублях).

6. Собор Notre Dame de Paris, снятый широкоугольным объективом. Очень заметно искажение слева.

Зачастую материалы в глянцевые издания и дорогую рекламу через один состоят из подобных тем, что приведены в примерах.

Как сказал в свое время один мой коллега (это еще в эпоху слайдов) — пока есть такие фотографы, у которых на выходе получается невысокое качество, мы без работы не останемся.

В качестве тренировки, попробуйте оценить Ваши обычные оригиналы по качеству, используя вышеприведенные правила.

Перепечатка информации с данного сайта возможна только на условиях сохранения авторской стилистики и всех ссылок на этот и другие сайты, ежели таковые имеются в публикации.

© Алексей Бурунов
Photoshop-Master

Tags: цветокоррекция ретушь допечатная подготовка CMYK RGB